Интервью со спикером. Дарья Милле

Сегодня знакомимся со спикером нашей программы Дарьей Милле!


Дарья Милле — куратор и научный сотрудник Центра искусства и медиа ZKM в Карлсруэ, Германия (ZKM | Center for Art and Media Karlsruhe). Ее научная деятельность включает исследования на пересечении искусства, науки и технологий (в том числе с исторической точки зрения): культурные и художественные последствия дигитализации, художественные течения 1960-х годов и современное искусство. Дарья Милле проводит лекции по всему миру, имеет научные публикации на немецком, английском и русском языках.


На магистерской программе Art&Science Университета ИТМО Дарья ведет курс «Кураторство и научные музеи в инновационных культурных системах».

— Дарья, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к решению работать в сфере Art&Science?

— К теме art&science я пришла через восприятие идей русского авангарда, через эксперименты Малевича в Государственном институте художественной культуры в Петрограде и систему «расширенного смотрения» Матюшина, которую он развивал в отделе органической культуры этого института. ГИНХУК был сам скорее похож на научную лабораторию. Здесь занимались не исследованием прекрасного, а, по словам Малевича, «анатомировали искусство» и исследовали сам холст как живописный организм, по аналогии биологического. Этот пласт российской культуры задал векторы развития искусства на многие годы вперед, и не только в России.

— Какие темы и инструменты привлекают вас в области Art&Science больше всего?

Если говорить об актуальных проектах, то больше всего меня увлекает в произведениях на стыке искусства и науки то, что они помогают нам лучше понять, как устроен мир. Это всегда эксперимент, исход которого зависит не только от таланта художника, но еще и от того, как два различных понимания мира и методологии найдут путь к сотрудничеству и пониманию друг друга.

— С каким научным инструментом или какой темой вы бы точно не стали работать и почему?

— Я бы не стала работать с темами, которые изначально противоречат моим этическим принципам. Например с такими, которые вовлекают опыты над животными.

— С кем из ученых или художников прошлого вы бы сделали совместный Art&Science проект?

— Безусловно я бы хотела встретиться с биологом Линн Маргулис. Она стала известна благодаря развитию эндосимбиотической теории происхождения органоидов клетки, занималась теорией эволюции, была педагогом и неустанным популяризатором науки. В частности, современное понимание эволюции эукариотической клетки было разработано именно Маргулис. Она предложила его как результат симбиотических слияний бактерий.

Также она ввела понятие холобионт, которое предполагает, что организмы — не отдельные, автономные индивиды, а существуют как симбиоз хозяина и населяющих его микробов, вместе образующих «живую единицу». Эти исследования Маргулис в противоположность неодарвинизму с его акцентом на соперничестве как главной эволюционной силе подчеркивают значение симбиоза и «сотрудничества» между различными биологическими видами.

Эти ее идеи, а также гипотеза Гайи, разработанная британским химиком Джеймсом Лавлоком в соавторстве с Маргулис были приняты с большим энтузиазмом в сфере environmental humanities, и вдохновляют таких философов и теоретиков как Донна Харауэй, Изабель Стенгерс или Бруно Латур.

— С какими материалами вы бы посоветовали ознакомиться начинающим специалистам Art&Science?

— С манифестом E.A.T. Aims, 1967. Courtesy E.A.T. Archives.

https://vk.com/...

E.A.T., Statement of purpose, 1967

Интервью со студентом. Данила Логвиненко

Мы запускаем серию интервью с нашими студентами!


Сегодня мы знакомимся со студентом первого курса магистратуры Art&Science Данилой Логвиненко.

— Данила, расскажи про свой бэкграунд.

— Я выпускник Государственного Университета Аэрокосмического Приборостроения. Участник курсов по интерактивному дизайну и визуальному программированию. Обладателя премии молодых деятелей современного искусства «Таврида». С 2019 года работал при Планетарии № 1, где, благодаря генеральному директору Евгению Гудову, прошел дополнительный курс Интерактивной Школы от медиа-художника Ильдара Якубова. Работа повлияла на дальнейшее построение предпочтений и на стремление работать в медиа-индустрии.

— Что привлекло тебя в программе «Art & Science» Университета ИТМО?

— Программа ИТМО «Art & Science» заинтересовала меня программой обучения, акцентом на некоторые гуманитарные дисциплины, что позволило бы мне получить систематическую поддержку знаний той области, в которой я работаю. Я планировал, что меня научат рисовать промышленным роботом или что-то в этом духе, это я могу сделать и сам. Но ожидал, что мне помогут настроить мои «эстетические часы». Чтобы быть в одно и то же культурное время, что и остальной мир. Меня понравились преподаватели, активные специалисты в своих областях. Порадовала поддержка программы со стороны других известных площадок. Я чувствовал, что это всё не мелочь, что это что-то важное для моей жизни. Теперь мои навыки находят применение, а обучение позволяет обрести крайне утонченную концепцию для творчества.

Теперь мои навыки находят применение, а обучение позволяет обрести крайне утонченную концепцию для творчества.

— Есть ли у тебя любимые проекты или художники области Art & Science?

— Говоря о любимых проектах, я не буду упоминать великих современных мастеров направления, чьи работы пробивают человечке восприятия на года вперед. Но я расскажу, про то, что заставило меня остановится во времени и созерцать. С недавних пор, когда свет стал моим основным инструментом, я начал быть внимательным к его отражению и фильтрации. Меня безмерно воодушевляет творчество художницы Janet Laurence. Она очень нежно работает со стеклом и прозрачными материалами, создает ощущение чародейства. И помимо всего, её работы содержат концепцию. В шоу-индустрии меня привлекают работы состава Tundra, Setup и Силы Света.

— С какой книгой или фильмом ты посоветуешь познакомиться каждому?

— Я не могу посоветовать книгу или фильм. Это зависит от ситуации. От темы, которую нужно подчеркнуть. Да и в общем, это довольно личное. Но нет ничего интереснее, чем лучик света, что прячется в глазах близких людей. Лучше смотреть в них.

…нет ничего интереснее, чем лучик света, что прячется в глазах близких людей…

— Рассажи забавный факт о себе.

— Думая о забавных фактах, вспоминается, как причина моего переезда в Санкт-Петербург заключалась в тяге играть эмо-рок. В северной столице довольно развита культурная площадка для этого. Я развивал свои инструментальные и вокальные навыки, играл с разными людьми, выступал в Санкт-Петербурге и в Москве. Мои музыкальные предпочтения за эти годы уже трансформировались и обрели большую изящность. Сейчас мне ближе современный фри джаз, электронная и академическая музыка. Но эти предпочтения, как мне кажется, уже не станут безрассудной причиной переезда в другой город.

Учеба, путешествия, лайфхаки — что нужно знать об обменном семестре в Германии

Лилиана Гареева – студентка второго курса программы Art & Science Университета ИТМО. Второй семестр первого года обучения Лилиана провела в Университете прикладных наук Рейн-Ваал (Германия), куда поехала по программе академической мобильности. Лилиана рассказала, об особенностях обучения, путешествиях, проектах, а также поделилась лайфхаками с теми, кто собирается участвовать в конкурсе академической мобильности в этом году.

— Как проходила подготовка к обменному семестру?

— При подаче заявления на участие в конкурсе академической мобильности я обращала внимание на программу, принимающую в университете, и внимательно изучала курсы, которые на ней преподаются. Университет Рейн-Ваал был моим первым приоритетом. Собрав все необходимые документы и получив визу, я отправилась в Германию.

Университет прикладных наук Рейн-Ваал (Германия). Фото из личного архива

Лучше всего прибыть за 2−3 недели до начала занятий, чтобы успеть заселиться, зарегистрироваться в университете и городском совете, открыть счёт в банке, оплатить семестровый взнос в университете, оформить медицинскую страховку, а также отнести все необходимые документы в международный офис и получить долгожданный студенческий билет. Кроме того, университет проводит интересные программы для адаптации иностранных студентов до начала обучения: лекции, настольные игры, экскурсии по городу и университету, чаепития, встречи в пабах и многое другое. На этих мероприятиях можно познакомиться с кураторами и другими студентами с самых разных факультетов, некоторые из которых, в том числе, тоже приехали учиться по обмену. Именно там я и встретила друзей, с которыми мы вместе учились и путешествовали в течение всего семестра. Также университет организовывает большое количество различных мероприятий во время семестра.

Лилиана в компании других студентов по обмену. Фото из личного архива

— Где ты жила во время обучения?

— Я снимала комнату в квартире с другими студентами — в Германии это довольно популярный способ проживания среди студентов, ведь можно познакомиться с людьми из разных стран и подтянуть иностранный язык. Поиском жилья я занималась еще в России и в итоге нашла комнату через портал www.wg-gesucht.de. Моими соседками были две немки, с которыми я практиковала язык. Соседки оказались очень дружелюбными — к моему приезду одна из них даже взяла выходной, чтобы показать мне район и город.

Лилиана в Дюссельдорфе, Германия. Фото из личного архива

— Как проходили занятия?

— В Германии у нас было очень много практических занятий; львиная доля учебного времени отводилась проектам, семинарам и презентациям, а лекции если и были, то проходили в формате диалога со студентами. Например, в рамках курса «Digital Media 1» мы разрабатывали проекты, связанные с визуализацией немецких школьных учебников. Я разработала проект интерактивного AR-приложения, которое визуализирует раздел оптики учебника по физике.

Эскизы и разработка AR-приложения в рамках курса “DIgital Media 1”. Фото из личного архива

Больше всего мне понравился курс «Computer Science for Designers». Курс был разделен на 3 части: 1) Processing; здесь мы учились делать различные визуализации через код; 2) Unity, VR/AR; и 3) Arduino, разработка различных механических объектов и подготовка небольшого проекта. Во время курса мы вели дневник, в котором записывали, что узнали нового на занятиях. В итоге, когда я все распечатала, у меня получилась толстая тетрадь со свежими впечатлениями и новыми навыками, полученными за время работы.

— Оставалось время на путешествия?

— Да! В университете нам выдали SemesterTicket позволяющий бесплатно путешествовать по земле Северный Рейн-Вестфалия и части Нидерландов. Несмотря на то, что учебный график был довольно плотным, благодаря пасхальным каникулам и другим праздничным дням, за время учебы я успела объездить не только Северный Рейн-Вестфалия, но и другие близлежащие федеральные земли и города, включая Штутгарт, Франкфурт, Нюрнберг и Хейдельберг. Путешествовать по Германии довольно дешево. Купив недорогой групповой билет, можно ездить компаниями на региональных поездах по городам Германии, а также посетить приграничные города соседних стран: Франции, Бельгии и Нидерландов. Путешествуя группой, можно также дешево арендовать машину.

Нюрнберг, Германия. Фото из личного архива

— Что бы ты посоветовала студентам, которые сейчас думают об участии в программах академического обмена?

— Не бояться! Когда я подавала заявку на конкурс академической мобильности, я переживала, что у меня не получится и меня не возьмут. Но любопытство оказалось сильнее страха, и я все-таки решила попробовать, о чем ни разу не пожалела. Обменный семестр открыл для меня возможности разнообразных конференций и фестивалей, подарил новых друзей и познакомил с преподавателями, чьи советы и рекомендации обязательно пригодятся мне в профессиональной и проектной деятельности.

Лаура Элидедт Родригез Торрес об обучении в России и будущем биоарта

Знакомьтесь, Лаура — биотехнолог, биохудожник и студентка программы «Art & Science». Окончив Национальный политехнический институт в Мексике и Сколковский институт науки и технологий, Лаура переехала в Санкт-Петербург, чтобы осуществить свою мечту и работать на стыке искусства и биологии. Она поделилась своими впечатлениями от обучения в России, рассказала, с какими трудностями может встретиться биохудожник и каким она видит будущее биоарта.

— Ты начала свое обучение в Национальном политехническом институте в своей родной стране, Мексике. Почему ты решила переехать в Россию, чтобы учиться в Сколковском институте науки и технологий?

— Поработав в химической промышленности, я решила вернуться к научным исследованиям. У меня уже был положительный опыт практики в центре биологических исследований CIBNOR в Мексике. Я решила искать подходящую магистерскую программу в другой стране, потому что у меня была возможность учиться за границей во время обучения на бакалавриате, и я понимала, какие это дает возможности. Но главным для меня было найти программу, которая объединяла бы научные исследования и доступ к индустрии.


Найти подходящую магистерскую программу было непросто. Однажды я читала статью о системе CRISPR и случайно, всего несколько кликов спустя, словно по наитию, я оказалась на странице Сколтеха, где и заметила open call на программы магистратуры. Программа выглядела многообещающе: большие инвестиции, коллаборация с MIT, лучшие лаборатории в России и предпринимательский подход — ни минуты не сомневаясь, я отправила заявку. Когда мне пришло письмо о приеме в магистратуру, я была счастлива и в то же время взволнована — мне предстояла поездка в Россию, о которой до этого момента я ничего не знала. Сколтех превзошел все мои ожидания: оборудование, лаборатории, курсы и люди были замечательными. Что касается российской повседневности, то несмотря на то, что я читала книги известных русских авторов и много знала о Холодной войне, Россия все еще оставалась для меня тайной. Я думаю, это хорошо, потому что я приехала без каких-либо ожиданий и была открыта к любым сюрпризам. Я действительно была очень удивлена.

— Почему ты решила получить второй диплом магистра, на этот раз в области art & science?

— Много лет назад я мечтала о работе, объединяющей искусство и биологию. Я читала об Ороне Каттсе и Эдуардо Каце, но их мир был так далек от меня. Я выросла в среде, где научно-исследовательская работа и карьера в промышленности считаются единственным способом обеспечить себе стабильную финансовую жизнь. Мне кажется, что тогда мне не хватало информации и уверенности в себе, но все изменилось, когда я встретила художников и кураторов, работающих в области биоарта в Сколково, и я подумала: «Что мешает мне исполнить мои мечты?»


В том же году я посещала курс по art&science Стасса Шпанина, американского художника и профессора, который сейчас преподадет в Ратгерском университете. Этот пятидневный курс изменил мой взгляд на работу. Я начала искать возможности в сфере art&science и в области популяризации науки. Я провела небольшой воркшоп на тему art&science в Центре «Сириус» в Сочи, и чем больше я погружалась в эту область, тем больше она мне нравилась. Я решила поступить в магистратуру, а не в аспирантуру, потому что мне кажется, что биохудожник должен обладать глубокими знаниями в области искусства, и обучение в магистратуре позволило бы мне наверстать упущенное.

— Большая часть твоих художественных работ сосредоточена в области биоарта. Как произошло твое знакомство с этим направлением?

— Меня всегда восхищало искусство и дизайн. В то же время я очень любознательный человек, и революция в редактировании генома, и биотехнология в целом так удивительны, что я не могла не заниматься этим. Биотехнология меняет наши жизненные установки, индустрию, философию и, конечно же, нашу жизнь.


Рассуждая о будущем мира и взаимоотношениях между живым и неживым, крайне важно принимать во внимание развитие биотехнологий. Поэтому в своих исследованиях я стала чаще затрагивать философские аспекты. Я ощущала необходимость создавать, задавать вопросы, отвечать на них и размышлять над тем, что мы понимаем под искусством и наукой. Аналогично этому, мои работы стали больше фокусироваться на взаимоотношениях между человеческим телом и бактериями, а недавно я также начала интересоваться искусственным интеллектом, биологическим пространством и его возможностями.

— Что общего, на твой взгляд, между наукой и искусством?

— Для меня наука связана с творческим и художественным процессом, я использую ее не как инструмент, а скорее как платформу, и потому не считаю, что наука сама по себе может стать искусством. Наука взаимодействует с искусством, но при этом остается наукой, а искусство не перестает быть искусством. Поэтому я считаю, что здесь нужно скорее говорить о взаимодействии и сотворчестве, чем о трансформациях.


Среди сходств между искусством и наукой я бы назвала любопытство как своеобразный пусковой механизм. Науки о жизни, например, биотехнология, объединяясь с искусством, теряют свою предсказуемость, которую мы иногда им приписываем, и открываются большому миру догадок и размышлений. Свобода и сила этих догадок позволяют художникам и ученым создавать новые миры и технологии. В то же время, когда искусство взаимодействует с биологией, оно ассимилируется и трансформируется в новую сущность, почти наделенную автономией.

Бактериальная целлюлоза, полученная из чайного гриба, высушенная и покрашенная бактериальным и органическим пигментом. Фото из личного архива Лауры Родригез Торрес

— Ты организовывала различные мероприятия, посвященные биоарту, для детей и подростков. Почему именно для детей?

— Я занимаюсь наукой уже более семи лет и пыталась теоретически связать ее с философией и искусством, а затем использовать это в своих работах, что и отразилось на моих воркшопах. Я организовала воркшопы для детей, потому что считаю, что если бы у меня были такие возможности в детстве, я смогла бы работать над тем, что мне нравится, гораздо раньше. Дети и подростки гораздо креативнее: когда они работают с новыми технологиями, они подвергают сомнению все и ничего не берут на веру. С ними интересно работать. Мероприятия по биоарту, которые я организовывала, были в основном посвящены популяризации науки через искусство, ведь если мы дадим новым поколениям проверенную информацию о науке и технологиях, они смогут принимать взвешенные решения, которые будут определять будущее мира.


Для меня очень важно показать, что наука и искусство не противоречат друг другу. Искусство и наука — проявления пытливости человеческого ума и вместе они могут дать более полную картину жизненного опыта человека.

— С какими вызовами ты сталкиваешься как биохудожник?

— Пересечение творческих и научных процессов порождает несколько новых парадигм. Первая из них заключается в том, что необходимо лишить знание границ и распространить его за пределами одной сферы общества. Для этого требуется участие не только ученых и деятелей искусства, но и профессионалов в области культурного наследия.

Для меня одной из сложностей стала необходимость пересмотреть свое восприятие междисциплинарности. Необходимо преодолеть мнение о том, что искусством могут заниматься лишь те, кто его изучал; знания не должны ограничиваться дисциплинами. Биохудожники сталкиваются с вопросом о том, кто они: ученые или дизайнеры, художники или биологи. Важно осознать, что сейчас знания больше не ограничиваются какой-то специализацией. Биохудожники опираются на свою эрудированность и ломают границы дисциплинарности. Наша реальность не делится на области, как факультеты в университетах; природу нельзя строго поделить на геологию, политику, искусство и биологию — все эти сферы крепко связаны между собой. Именно в этих связях и есть сама жизнь.

В своей книге «Темная экология: к логике будущего сосуществования» Тимоти Мортон объясняет, что глобальное изменение климата служит важным примером того, как искусство, наука и другие дисциплины вместе порождают знание. В наши дни просто недостаточно смотреть на вещи с одной перспективы.

Еще одна важная тема это работа с музеями. Чтобы создавать по-настоящему успешные выставки, кураторы и художники должны объединить усилия. Иногда в выставочном зале необходимо лабораторное оборудование. Музейное дело со временем развивается, становясь более интерактивным и технологичным, что мне кажется, в лучшую сторону повлияет на развитие и распространение биоарта.

Для биохудожника вызовом является необходимость понять свою аудиторию и создать нечто, что будет взывать к зрителю. Зачастую у зрителя не возникает связи с объектом, даже когда мы используем новейшие технологии или уникальные навыки и знания. Возможно я чересчур догматична в этом вопросе, но мне кажется, что искусство должно вызывать эмоции. Именно поэтому в своей работе я рассматриваю то, что имеет с нами тесную связь — бактерии, которые живут внутри нас, или то, как мы можем взаимодействовать с этими микроорганизмами ради создания материалов биомоды.

— Ты упомянула Орона Каттса и Эдуардо Каца. Кто вдохновляет тебя сегодня?

— Каждый день я узнаю все больше художников и ученых, развивающих направление art&science. Я вижу три основных тенденции в современном искусстве: искусство, взаимодействующее с биотехнологиями, медиаискусство и арт-активизм. Меня вдохновляют художники, использующие биологию как медиум.


Я поклонник работ Джо Дэвиса.Меня вдохновляет и сама личность Джо Дэвиса, поскольку он полимат и способен устанавливать связи между различными областями: от молекулярной биологии и науки о космосе до искусства. Меня также вдохновляют работы Анны Думитриу, которая исследует инфекционные заболевания, синтетическую биологию и робототехнику. Эдит Медина – мексиканская художница, которая в последнее время занимается картографией пропавших женщин в Мексике. Она также работает с биомодой, и я восхищаюсь ее способностью связывать передовые технологии с элементами и материалами культуры доколумбовых цивилизаций. Я могу также назвать такие имена, как Марта де Менезес, Эллисон Кудла, Беатрис де Коста. В целом меня восхищают и вдохновляют сильные личности с новыми, яркими и смелыми идеями.

Колонии бактерии e.coli, сопротивляющиеся ампициллину. Фрагмент из исследования натуральных антибиотиков, проведенного Лаурой в Сколково

— Каким ты представляешь будущее сайнс-арта и биоарта в частности?

— Я считаю, что со временем биоарт достигнет своей «зрелости». На данный момент мы все еще находимся в начале пути, на стадии «юношеского бунтарства». После периода дематериализации через цифровую симуляцию и современное цифровое искусство, биоарт повторил тот же процесс, в котором художники использовали свои тела как инструмент для противостояния научных проблем и социальных аспектов.

То, что будет происходить с биоартом дальше, зависит от реакции общества. Я не сомневаюсь, что консервативные движения будут осуждать биоарт или даже что биоарт посеет какие-то страхи в обществе, но я также уверена, что он посодействует популяризации культурного наследия и науки. Я верю, что в какой-то момент биоарт перейдет из музеев в наши дома. Это уже сейчас можно заметить на примере движения «биохакинг». Биоарт не станет частью нашей жизни, поскольку он всегда ею был. Только теперь это становится заметнее.

Лаура с Джо Дэвисом на воркшопе “Золотой шелк” в SkiBioLab, Сколково. Фото: Даниил Примак

Итан Авила о проектах в области art & science, планах на будущее и ожиданиях от обучения в России

Знакомьтесь — Итан Авила, мексиканский режиссер, художник, иллюстратор и студент магистерской программы Art & Science в Университете ИТМО. Итан рассказал нам, почему он решил продолжить обучение в магистратуре в России, что он думает о Санкт-Петербурге и какими проектами гордится больше всего.

— Расскажи, чем ты занимался до того, как начал учиться на магистерской программе «Art & Science»?

— Я получил диплом бакалавра в области анимации и цифрового искусства и работал над своими собственными проектами: снимал короткометражные фильмы и писал художестенные произведения. Я даже думал о создании полнометражного анимационного фильма. Это было сложное время для меня. Я не хотел всю жизнь быть рабочим муравьем, мне хотелось создавать и развивать свои собственные идеи.

— Почему ты выбрал программу «Art & Science» в Университете ИТМО?

— Я хотел продолжить обучение и развиваться в новых для себя областях. Мой выбор пал на магистерскую программу «Art & Science», потому что я всегда испытывал интерес и к искусству, и к науке. Исследовать обе эти области одновременно — прекрасная возможность для меня. У программы «Art & Science» в Университете ИТМО есть все преимущества: от разнообразия дисциплин до реализации программы в России.

“The Minotaur” (2018), анимационный фильм Итана Авила

— Какие, по твоему мнению, преимущества есть у образования в России? Чего ты ждешь от поездки в Россию?

— Россия — красивая страна с многовековой историей. Здесь живут удивительные люди. Я очень рад, что мне выпал шанс учиться здесь и каждый день узнавать что-то новое о русской культуре. Эта поездка открывает для меня новые возможности, среди которых освоение нового языка и знакомство с новой культурой. Я хочу увидеть волшебный снег, получше узнать Россию и выучить русский язык.

— Почему ты решил поехать учиться именно в Санкт-Петербург?

— Должен сказать, что Санкт-Петербург — самый красивый город, в котором я когда-либо бывал. Это прекрасное место для развития творческого потенциала художника и поиска нового взгляда на мир. Санкт-Петербург отличается заметным контрастом между прошлым и будущим, которые удивительным образом переплетаются между собой. Настоящее вдохновение.

— Расскажи, пожалуйста, о своих самых интересных art & science проектах.

— Одним из моих самых интересных проектов является анимационный фильм «IT TURNS OUT THAT I AM A LIVING BEING JUST LIKE THOSE BIRDS NOBODY SEES», показанный на выставке в Мадриде. Это довольно странная и абстрактная работа, указывающая на хрупкость жизни и ценность бытия, и поднимающая вопрос о других живых существах

“IT TURNS OUT THAT I AM A LIVING BEING JUST LIKE THOSE BIRDS NOBODY SEES” (2017), анимационный фильм Итана Авила

Еще один анимационный фильм получился во время работы над выпускным проектом, когда я принял решение кардинально изменить его тему за две недели до дедлайна, просто потому что прочитал статью о том, что случилось бы, если бы AI вышел из-под контроля. У меня возникла идея сделать анимационный 3D-фильм, показывающий утопическое будущее, в котором бог разговаривает с андроидом. Этот проект, названный «The Day God Committed Suicide» вызвал, конечно, много споров. Впоследствии я сделал еще несколько короткометражных фильмов, одним из которых я больше всего горжусь. Это короткометражный 3D-фильм «The Minotaur», который я закончил всего несколько недель назад. С позиции старого робота, который мечтает стать человеком и иметь способность чувствовать, в фильме рассматриваются такие вопросы, как ценность жизни, существование и отношение к искусству.

“The Day God Committed Suicide” (2017), анимационный фильм Итана Авила

— Над чем ты планируешь работать во время обучения в магистратуре?

— Я хочу посвятить ближайшие два года изучению взаимодействия человека и технологий, в особенности искусственному интеллекту. Мне бы хотелось интерпретировать полученные знания и облечь их в визуальную форму, экспериментируя в то же время с современными технологиями. Надеюсь, из этого получится очень интересное произведение или произведения искусства, которые можно будет выставить в художественной галерее.

Светлана Сидорова: «Art & Science — это возможность заглянуть в будущее»

Прежде чем стать студенткой магистерской программы Art & Science, Светлана Сидорова с отличием окончила Санкт-Петербургский горный университет по специальности «Нефтегазовое дело» и провела год в народной школе в Дании, где изучала искусство и музыку. Светлана рассказала нам, почему она решила заняться Art & Science, над какими проектами работает сейчас и чего ожидает от обучения на программе.

Студенты народной школы в Дании

— Расскажи, пожалуйста, чем ты занималась до того, как решила поступить на магистерскую программу Art & Science?

— Я училась в Санкт-Петербургском горном университете по специальности «Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки». Ездила на производственную практику в Западную Сибирь и на отлично защитила диплом бакалавра нефтегазового дела.

 — Почему ты так резко изменила направление своей деятельности?

— Когда я поступала на нефтегазовый факультет, я слабо представляла, чем именно мне предстоит заниматься следующие четыре года жизни. Я думала о перспективах и нулях в будущей зарплате. Все иллюзии быстро развеялись, но поступить на другой факультет я не решилась, в надежде, что страсть к трубопроводам со временем у меня появится. Конечно, этого не произошло.


Последние полгода учебы я копила деньги и в сентябре, когда почти все мои одногруппники пошли в магистратуру, я улетела в Данию, учиться в народной школе. Целый год я посвятила не тому, что было «нужно», а тому, чему мне хотелось — искусству и музыке. Именно в народной школе я поняла, насколько важно заниматься любимым делом, и как сильно это влияет на самоощущение и уверенность в себе.

— Почему ты решила заняться Art & Science?

— Это безумно интересное направление: мой «внутренний технарь» очарован технологиями не меньше, чем мой «внутренний художник» — искусством. Art & Science — это возможность заглянуть в будущее, а если повезет, то еще и внести свой вклад в его создание.

Выставка Светланы Сидоровой «Core Values», прошедшая в народной школе в Дании

— На что ты обращала внимание, когда выбирала магистерскую программу? Почему ты выбрала программу Art & Science в Университете ИТМО?

— Программа Art & Science дает мне возможность изучать искусство, несмотря на диплом инженера. Точнее сказать, «смотря» на диплом инженера, так как здесь междисциплинарность — это ключ к инновациям. Кроме того, несомненным плюсом программы является ее англоязычность и международный состав группы.

— Расскажи о своих самых интересных проектах. Над чем ты планируешь работать во время обучения в магистратуре?

— В конце августа мы с командой презентовали нейро-перфоманс «Смешанные чувства», где нам удалось визуализировать эмоциональное состояние танцоров при помощи нейроинтерфейсов.

Нейро-перфоманс «Смешанные чувства»

На днях состоялась премьера моего медиа-перфоманса «Аудион», в котором я исследовала влияние звука на эмоциональное состояние человека, а также поведение зрителей в условиях предоставления им свободы выбора.

Мне бы хотелось и дальше исследовать возможность интеграции современных технологий в перформативные практики. Возможно, это и станет направлением моего магистерского проекта

— Чего ты ожидаешь от обучения на магистерской программе?

— Мне бы хотелось посмотреть на «закулисье» искусства и науки: посетить мастерские художников и современные научно-исследовательские лаборатории, познакомиться с кураторами проектов, увидеть процесс создания произведений Art & Science. И, конечно же, получить компетенции, необходимые для того, чтобы сделать любимое дело своей профессией.